четверг, 7 февраля 2013 г.

верфи льюиса никсона

Как и на «Гекле», на «Вулкане» имелась хорошо оборудованная мастерская с внушительным станочным парком и даже кузнечным цехом. Она предназначалась как для ремонта самих миноносок, так и их вооружения, включая мины Уайтхеда.

Но англичанам возможностей «Геклы» показалось мало. В 1888 году на верфи в Портсмуте был заложен еще более необычный корабль «Вулкан». Конструктивно, да и внешне, он представлял собой типичный бронепалубный крейсер, за исключением, разве что, вооружения. Артиллерия для судна таких размеров выглядела слабовато, и неудивительно ведь главным оружием «Вулкана» являлись девять миноносок, устанавливавшихся на рострах в средней части спардека. Для их подъема и спуска на воду служили уникальные гидравлические краны грузоподъемностью по 20 т, за свою форму получившие прозвище «гусиные шеи». Основания стрел кранов проходили насквозь через все палубы до двойного дна и опирались на специальные стальные стаканы. Их вылета хватало, чтобы поднять любую из семи миноносок; лишь две, расположенные у носовой трубы, необходимо было предварительно передвинуть на особых тележках. Кстати, построенная в 1889 году серия из десяти миноносок ( 39 48) была заказана специально для оснащения этого корабля.

«Гекла» являлась прямым потомком макаровского «Великого князя Константина», но была значительно крупнее ее водоизмещение составляло 6400 т. Две паровые машины типа компаунд общей мощностью 2400 л.с. обеспечивали скорость хода в 13 14 узлов. Вооружение состояло из одного 40-фунтового казнозарядного, трех 54-фунтовых дульнозарядных пушек и двух торпедных аппаратов, а также трех паровых катеров и шести 60-футовых миноносок, поднимаемых специальными стрелами на ростры. Основным назначением судна была доставка миноносок и минных катеров к вражеским берегам, что превращало москитов-торпедоносцев в грозное наступательное оружие. Кроме того, «Гекла» выполняла роль плавбазы и мастерской: на ней имелся солидный запас торпед, мин заграждения и пироксилина; здесь же хранились тралы, компрессоры, различные приборы и оборудование для проверки и ремонта торпедных двигателей. Любопытную подробность об этом судне сообщала тогдашняя газета «Кронштадтский вестник»: офицер русского флота лейтенант Нидемиллер, посетивший «Геклу» в 1879 году, уверял, будто английский носитель миноносок может принять в бункеры аж 3000 т угля и совершить кругосветное плавание без заходов в порты! Впрочем, это утверждение выглядит не очень правдоподобно.

Англичане внимательно следили за действиями флота во время русско-турецкой войны 1877 1878 годов. И особый интерес у них вызвал русский пароход «Великий князь Константин». Идея использовать крупное судно в качестве носителя минных катеров показалась им очень заманчивой. Поэтому уже в 1878 году британское Адмиралтейство перекупило за 90 тыс. фунтов строившийся пассажирский пароход «Бритиш Кроун» и превратило его в минное судно «Гекла» оригинальный корабль, о котором расскажем чуть подробнее.

Таким образом, к 1890 году англичане построили 98 миноносок для своего флота и еще семь их ближайших «родственников» для Австралии и Новой Зеландии. Возникает вопрос: для чего «владычице морей», отнюдь не спешившей в то время закладывать гораздо более боеспособные миноносцы 1 класса, столь многочисленная армада посудин, обладавших ничтожной мореходностью, явно недостаточной скоростью хода и мизерной дальностью плавания? Ответ кроется в тактике применения москитного флота, которая виделась британским адмиралам несколько иначе, чем их коллегам из других стран...

Во второй половине 1880-х годов Ройял Нэйви пополнили еще 12 миноносок ( 39 50) водоизмещением в 15,5 16,5 т, построенных фирмой «Ярроу», и столько же, созданных фирмой «Уайт» ( 1 12), но деревянных и несколько меньших по размерам. Они имели туже скорость (15,5 16,5 узла) и вооружались одним-двумя торпедными аппаратами.

Было бы понятно, если бы увлечение миноносцами-лилипутами исходило от морских ведомств небогатых стран, пытавшихся таким образом сэкономить на военные расходы. Но в действительности самым последовательным сторонником строительства крохотных торпедных кораблей поначалу являлась Великобритания страна, в чьем бюджете флот традиционно занимал самое привилегированное место. Тем не менее даже очень скромные размеры прямых потомков «Лайтнинга» показались англичанам чрезмерными, и в 1878 1885 годах они построили 50 миноносок (официально именовавшихся миноносцами 2 класса), получивших обозначения 51 100. Все они имели водоизмещение порядка 11 13 т, скорость 15 16,5 узла, экипаж семь человек и вооружение из двух 356мм торпедных аппаратов. Из этого семейства выпадала разве что чуть более крупная (14,5 т) экспериментальная миноноска 98, оснащенная водометным движителем и развившая на испытаниях ход около 12 узлов.

Эволюция любого класса боевых кораблей неизбежно влечет за собой постоянное увеличение размеров судна это можно считать аксиомой. И наиболее стремительно шло по этому пути развитие миноносцев. Но чем больше (и, соответственно, дороже) становились «торпедные москиты», тем менее привлекательными они выглядели в глазах некоторых адмиралов и военно-морских чиновников. Ведь опыт боевого применения минных катеров и миноносок определил их главные козыри: незаметность, дешевизну и связанную с последним возможность массового строительства. Поэтому параллельно с естественным развитием класса миноносцев и превращением их в эсминцы неоднократно возникали попытки вернуться к истокам и возродить миниатюрные суда носители торпедного оружия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий