суббота, 9 февраля 2013 г.

столбы ставят на могилу мусульманам фото

Огороженный железным свежеокрашенным забором христианский погост был чист и ухожен. Как говорил Вадим, в Червленой исторически жили казаки-староверы, но сейчас уже отличий от официального православия нет, все стерлось: «Хорошо хоть сейчас священник хороший в Наурской, ездит к нам, окормляет. А то никому мы не были нужны, умирающего, если приспичило, для соборования хоть в Кизляр вези за сотню километров».

Вадим открыл часовню и показал ее внутреннее убранство. Бумажные иконы, кассетный магнитофон, вентилятор на стойке. «Как-то часовню взломали, тут и мечети бывает взламывают. Но в отличии от мечетей у нас взять нечего. Унесли вентилятор. Мы обратились к чеченским старейшинам, «взломщиков», - местных подростков, - нашли быстро. Вентилятор вернули, перед нами извинились», - рассказывал Вадим запирая часовню на висячий замок.

Полюбовавшись видами Терека, возвращаемся по узкой дороге к станице. Следующий пункт посещения станичное кладбище. Перед его воротами бревенчатая маленькая часовня. Ее построили военные в находившейся вблизи Червленой военной части. Часть вывели и часовню отдали местным жителям и перенесли к православному кладбищу. Своей церкви в Червленой нет, часовня выполняет ее роль: приезжает священник о. Амвросий из станицы Наурской и служит службы.

Гребенские казаки вместе с поморами Русского Севера были единственными частями русского народа, которые сохранили в своем фолклере домонгольский былинный пласт, порой с поздними добавлениями. В гребенских былинах зачастую Илья Муромец гулял по «Тереку-Горынычу» или плавал на «корабличеке» по «Морю Хвалынскому». Но кому это сейчас интересно? Изучавшая терский фолклер ученый-филолог Екатерина Белецкая, грозненская беженка, ныне преподает студентам факультета физкультуры Тверского госуниверситета.

Лес, который скорее был лесополосой, был довольно узким, дорога вскоре вывела нас к небольшой поляне, одним краем обрывавшейся небольшим обрывом в Терек, - священную казачью реку, - «Терек-Горыныч», воспетый в легендах, былинах, не говоря уже о русской классике.

За виноградниками началась полоса растущего по берегу Терека леса, в который, как в зеленый тоннель уходила узкая дорога. Из «тоннеля» вдруг вышел рыболов с удочками, и посторонившись пропустил нашу машину. Рыболов был явным славянином.

Проехав по кварталу новостроек, мы выехали на старую грунтовку, идущую среди одичавших кустов винограда. «Это погибшие виноградники, - пояснил Митрошкин, - их загубили после антиалкогольного указа Горбачева в 1986 году. Бросили ухаживать за ними, другие культуры тут расти не могут, виноград одичал и выродился».

Так на окраине Червленной уже выросли десятки чеченских домов, к ним тут же ведется водопровод и газ.

Строят дома очень быстро, традиционным «турлучным» методом. Сначала на ровном месте заливается неглубокий фундамент с деревянными опорными столбами на внутренней части. Иногда их ставят и без внешнего фундамента. На эти столбы набивается деревянный каркас дома, кладутся стропила, потом на «скелет» набиваются крест-накрест деревянные рейки или ли горбыль, образуя решетчатую «стену». Деле на эту решетку - накидывается толстым слоем глина и создается уже полноценная стена, затем накрывается крыша, стелятся полы ставятся двери и окна: дом готов к вселению. В самом конце на залитый заранее фундамент кладется тонкая, «в полкирпича», облицовка и тогда дом выглядит как цельнокирпичный. По словам Митрошкина такие дома можно строить прямо из земли: глину берут тут же возле дома, яма идет под подвал. Минимальный срок строительства три-четыре месяца.

При выезде на край станицы перед нами предстал вид десятков недавно построенных и только строящихся домов. Чеченцы из глубинных районов республики активно выселяются на левый берег Терека, где получают участки под строительство и строят дома.

У одного из домов в узком переулке, почти перегораживая его, стоял комбайн «Дон». На мой вопрос кто хозяин комбайна: казак или чеченец, Митрошкин ответил, что не знает, но, скорее всего чеченец. Казаки, по его словам, в сельском хозяйстве работают мало, в основном их сфера занятости «интеллектуальный» труд: обслуживание идущего рядом со станицей газопровода, электросети и т.п.

Пока мы ехали станичные улицы были пустынны, людей не было, лишь встретился один прохожий в мусульманской тюбетейке и с монголоидными чертами лица. «Ногаец, - пояснил Вадим, - их у нас живет довольно много».

Но кое-что заезжему столичному гостю он показать все же посчитал обязательным. Прежде всего реку Терек. Сначала мы проехали по узким, патриархально-пасторальным окраинным улицам Червленой. Сказачьими домами и покосившимися заборами, промелькнул даже экзотический плетень. Как сказал червленский атаман, все ждут, что 2012 в Чеченской республике объявят «годом шелковского района» и на заборы и косметический ремонт домов жителям дадут деньги из республиканского района.

Вадим Митрошкин сравнительно молодой человек, «слегка за тридцать», коренной червленский казак. Приняв меня по «эстафете» он сначала завез мои вещи к себе домой, потом, посадив меня в свой старенький «жигуль» повез меня на осмотр достопримечательностей. Времени у нас было мало: всего около часа, поскольку Вадим должен был вернуться домой и принять участие в подготовке дня рожденья сына, которому в этот день исполнялось четыре года.

При въезде в Червленную бросилось в глаза, что в отличии от станицы Наурской, где я побывал ранее, что в станице сохранились казачьи дома, почти не изменившиеся со времен Лермонтова. О станичном казачьем прошлом в отличии от той же Наурской, напоминало очень многое, обнаружился даже хозяйственный магазин с названием «Казачка». Однако путешествие по улицам Червленной было недолгим, и вскоре Анатолий Черкашин передал меня «с рук на руки» станичному реестровому атаману Вадиму Митрошкину.

В настоящее время Червленая одна из немногих станиц терского левобережья где сохранилась значительная часть казачьего населения, - 12 %, это самый большой показатель.

Станица Червленая неофициальная столица гребенского казачества, самой древней части казачества терского. Она одна из самых древних, основанная в 1711 году после переселения гребенских казаков с правого берега Терека на левый. По историческим источникам Червленая прямая наследница более древней станицы существовавшей с 16 века до 1711 года на правом берегу «Терека-Горыныча». Она же, по легендам название получила от еще более древнего поселения «Червленый Яр» в Рязанском княжестве, откуда «рязанские казаки» в начале 16 века переселились на Терек. Еще Червленная знаменита тем, что именно в ней Лермонтов записал и потом обработал реальную казачью колыбельную песню с часто ныне цитируемыми словами про «злого чечена ползущего на берег».

Выехав из Грозного, я с атаманом реестрового Терско-Сунженского Окружного Казачьего Общества Анатолием Черкашиным вновь переехал Терек, и вскоре мы въезжали в древнюю станицу гребенских казаков Червленую.

Северный Кавказ изнутри. По казачьим районам Чечни

Северный Кавказ изнутри. По казачьим районам Чечни

Комментариев нет:

Отправить комментарий